Полиполиглотность - микропрактика: внутренний пейзаж по В.Куринскому
Другие рассмотренные нами микропрактики:
- Проработка сонливости по Н.Замяткину
- Обратное нанизывание
- Белый шум
- Проговаривание по К. Плешакову-Качалину
- Аудирование с иностранным акцентом
Оригинал описания вы можете найти в “Автодидактике” (Часть 1 и Часть 2) В. Куринского, здесь же я опишу свою “вариацию на тему” (в смысле, как я эту микропрактику адаптировал и использую). Итак:
Уровень: beginner.
Пререквизиты: желательно знакомство с работами В.Куринского, О.Бахтиярова.
Описание
Слушая какое-либо аудио (на целевом языке), или же проговаривая (повторяя за диктором, например), представляем, что мы находимся где-нибудь на пляже, в лесу и т.п. (приятный нам пейзаж, много воздуха и солнца). И от каждого элемента этого пейзажа мы улавливаем эхо: от облака, от воды, от камня, от дерева.
Таким образом, осуществляя один повтор прослушивания/проговаривания - мы за счет этого эха увеличиваем количество повторов (вот как если бы мы 10 раз услышали то же слово/фразу). По количеству элементов, которые мы можем удержать во внимании (от которых улавливаем эхо). И, таким образом, сокращаем количество реальных повторов, необходимых, чтобы усвоить тот или иной материал.
При проговаривании - можно применять и когда проговариваете вслух, и когда “про себя”.
Понятно, что чем больше элементов вы можете удержать - тем больше эффект. Здесь нужно найти соизмеримость - чтобы эта микропрактика не перетягивала на себя всё ваше внимание (вам ведь еще нужно правильность произнесения, или выделение слушаемых звукосочетаний отслеживать). При правильном применении практика не вызывает дополнительной усталости (а нередко - наоборот). Т.е. не является ограничителем для вашей языковой тренировки.
Придумывать или вспоминать пейзаж? Я - придумываю (так у меня занимает меньше усилий его удерживать: не приходится фокусироваться на “соответствии реальности”). Вы же вполне можете вспоминать - особенно если у вас есть какая-то картинка/фотография, которая может выступить напоминалкой/триггером для использования именно этого пейзажа…
Применение
Я использую эту микропрактику во многих тренировках: начиная от проработки диалогов матрицы, заканчивая работой с Anki-карточками. В общем, везде, где есть аудио-составляющая.
Ограничения
Применение практики требует нахождения “в психологическом тонусе” (в смысле, если вы устали, не выспались и т.п. - практика не пойдет: вы просто не сможете удержать этот “внутренний пейзаж” во внимании, не перенапрягаясь).
Усилители
“Манки” по Куринскому, в том числе “аудирование с иностранным акцентом”.
Техники вроде “путешествия по Нити Жизни” из Шоу-Дао или аналогичных практик движения по линии времени (эриксонианцы, Дмитрий Литвак и др.)
Поставленная мнемотехника: если вы ее “прокачали” до уровня, когда у вас повысилась резкость/четкость образов (в смысле, они перестали быть размытыми), и вы научились их фиксировать (в смысле, чтобы внимание их удерживало, а не перепрыгивало непроизвольно куда-то).
Деконцентрация по Бахтиярову (как умение одновременно удерживать/фокусироваться на нескольких объектах) - позволяет вам увеличивать количество элементов во “внутреннем пейзаже” и, соответственно, эффект от микропрактики.
P.S.: эта микропрактика, на мой взгляд - одна из самых перспективных в плане сокращения затрат времени на тренировки. И ее применение выходит за рамки только языковых проектов. Она не очень простая в освоении - но, на мой взгляд, это правильная инвестиция времени/усилий.