«Премьера Голоса». Исторический детектив Юрия Москаленко «Адмиралы» (часть 28-я)
Обложка @konti
Автор: Юрий Москаленко @biorad
Продолжение. Часть 1-я, часть 2-я, часть 3-я, часть 4-я, часть 5-я, часть 6-я, часть 7-я, часть 8-я, часть 9-я, часть 10-я, часть 11-я, часть 12-я, часть 13-я, часть 14-я, часть 15-я, часть 16-я, часть 17-я, часть 18-я, часть 19-я, часть 20-я, часть 21-я, часть 22-я, часть 23-я, часть 24-я, часть 25-я, часть 26-я, часть 27-я
Адмиралы. Книга вторая. Тайна адмирала Сенявина
Часть 28-я
— Умоляю, дайте что-то из одежды, я совершенно продрог!
Дюма подскочил к сопернику и произнёс такой диалог, который можно смело назвать «непереводимое французское ругательство».
Любовник жены выслушал всё это стоически, чем вернул расположение близкого друга.
— Никакой одежды, — подвёл итог Дюма. — Можете устроиться в кресле возле камина. Выгнать в таком виде я вас не могу, на улице дождь. Спите в кресле, а утром после завтрака можете убираться ко всем чертям.
Завершив очередную главу, Дюма задул свечу и залез под одеяло к супруге. Проснулся он от того, что из темноты громко доносилась зубовная дробь — дрова в кабине прогорели, и Роже от холода не мог зубом на зуб попасть.
— Ты ещё не превратился в сосульку, — засмеялся Дюма и приказал жене: — Ида, брось ему лёгкое одеяло.
Это помогло ненадолго. Нежданный гость опять начал выстукивать дробь.
— Ладно, а то и в самом деле простудишься, — смилостивился хозяин. — Давай, залезай к нам.
Так они и заснули — Александр, Роже, а между ними Ида.
А утром Дюма торжественно взял руку Роже, положил её на треугольник супруге и торжественно произнёс:
— Давай помиримся, как древние римляне, на публичном месте.
Либерзон замолчал и через четверть минуты поднял указательный палец правой руки кверху:
— Нет, тут интригу нужно искать в другом месте. В самом романе. Вы не задумывались, почему «Три мушкетера» изобилуют интригами? Это был типичный роман-фельетон, который публиковался в газете. И для того, чтобы приковать внимание читателя к продолжению, писателю требовалось в конце каждого отрывка играть на чувстве любопытства, лихо закручивая сюжет с кознями, каверзами и подвохами.
Поначалу Дюма платили построчно, поэтому он сделал Гримо, слугу Атоса, очень неразговорчивым, любителем односложных ответов. Но каждое «да» и «нет» равнялось одной строчке. И только позже, когда издатели перешли на пословную оплату, Дюма чуточку «разговорил» Гримо.
А главная интрига, на мой взгляд, заключена в том, зачем Дюма так безжалостно убил миледи и сохранил жизнь Рошфору, которого Д’Артаньяну так и не удалось настичь, чтобы проткнуть шпагой. И этому есть, по крайней мере, два объяснения. Во-первых, читательницы романа слали в редакцию письма мешками и почти в каждом из них выражали надежду на то, что Всевышний всё видит и этому исчадию ада скоро не останется места на земле. Игнорировать волю читательниц Дюма не мог. А во-вторых, в образе миледи недвусмысленно проглядывала Ида Феррье, и писатель не смог отказать себе в удовольствии наказать «всемерное зло». Вот почему миледи так и не дожила до окончания «Трёх мушкетеров», а граф Рошфор благополучно перекочевал в продолжение романа, случившееся по литературно-историческим меркам 20 лет спустя.
Но что ещё больше меня интригует, так это киносценарий «Конец мушкетёров», который написал известный советский литератор, поэт и писатель Евгений Евтушенко. Причём сам Евгений Александрович на экране отводил себе роль Д’Артаньяна. К счастью ли, к несчастью, киносценарий был написан, а фильм оказался незавершённым.
— А теперь я вас не задерживаю. Через 36 часов у меня на столе должен лежать настоящий доклад об адмирале Сенявине. Я достаточно ясно выразился?
— Слушаюсь, шеф.
— Кстати, фраза Cherchez la femme принадлежит перу Александра Дюма-отца. Любимое выражение полицейского чиновника из его романа «Могикане Парижа», вышедшего через 10 лет после «Трёх мушкетеров». Полностью эта фраза звучит так: «Cherchez la femme, pardieu! cherchez la femme!»
— Шеф, могу я задать вам единственный вопрос: а интрига между адмиралом Федором Ушаковым и морским офицером Сенявиным — это именно то, что вас интересует?
Либерзон не торопился с ответом. Он открыл бутылочку с минеральной водой, наполнил стакан, сделал пару глотков и только потом поднял глаза на подчинённого:
— Вы ещё здесь?! Как говорила монашка: «Ты на правильном пути, сын мой!»
Эль-Пуэрто-де-Санта-Мария
Декабрь 2006 года
Calle palasios
Конспиративная квартира «МО$$АД-РВС»
Переплёт, в который я попал, вряд ли мог бы вызвать улыбку у слона и даже маленькой улитки. Остаться в первый же день без напарника, запертым в четырёх стенах конспиративной квартиры с одной маленькой бутылочкой джина, как в издевку, — страусу, желающему зарыть голову в песок, не пожелаешь.
Но у меня был один большой плюс: я — лучший ученик Льва Моисеевича Либерзона! И то, что сейчас произошло, мы когда-то с шефом прокручивали. Да, случилась большая неприятность, но нужно абстрагироваться и не поддаваться эмоциям. Они всё равно будут, и их нельзя перекрыть, но не нужно думать о том, что уже не в силах изменить, стоит выстраивать новое здание на разрушенной площадке. Посмотреть на ситуацию сверху или сбоку, это поможет найти правильный выход.
Никогда не забуду сказку, которую мудрая бабушка Двойра рассказывала тогда ещё маленькому Лёве.
Однажды бегемот, у которого один глаз был хрустальным, переправлялся через реку, споткнулся о корягу и так мотнул головой, что искусственный глаз бултыхнул в воду. Бегемот в панике начал искать свой глаз, шнырял по реке туда-сюда, поднимая толстыми ногами всю муть со дна. Река стала мутно-ржавой, но искателя это не остановило. Он месил муляку до тех пор, пока совсем не выбился из сил и буквально не выполз на берег, чтобы передохнуть.
Солнышко, показавшееся из-за тучки, ласково начало поглаживать бедолагу по голове. У бегемота закрылись веки, и он задремал. Проснулся через полчаса, когда макушку совсем припекло. Но прежде чем лезть в реку, он решил взглянуть на неё. Вся муть уже «устаканилась», и из-под воды в единственный глаз бегемота ярко блеснул хрусталь его потери.
— Запомни, Митяй, — назидательно сказал Лев Моисеевич. — Даже если тебе выедает глаза безвыходность, не старайся сразу же рвать на себе рубаху. Понаблюдай со стороны, возможно, выход есть, но он открывается только тем, кто рассуждает трезво. В своих отрицательных эмоциях ты себя сожжёшь дотла ещё до того, как сбоку откроется невидимая в гневе дверца.
И упаси тебя Бог успокаивать расшатанные нервы алкоголем. Это тоже плохой помощник, ты вычёркиваешь себя из реальной жизни, не продвигаешься вперёд ни на шаг. Вспомни историю муравьёв и ломехуз. Первых ты прекрасно знаешь, вторые — жуки-стафилиниды, имеющие стадию развития, почти идентичную муравьям.
Муравейник живёт в строгой иерархии. Этим «городком» управляет царица-самка, единственная на весь муравейник, откладывающая яйца. Рабочие муравьи — тоже самки, у которых нет шанса размножаться до тех пор, пока живёт царица. Естественный отбор один к трём, то есть царица живёт до 20 лет, а рабочие самки до семи.
— Шеф, простите, — перебил я его, — а сколько же тогда живут муравьи-мужики, без которых даже сама царица не способна откладывать яйца?
— Митяй, не хочу тебя расстраивать, но многие муравьиные мужики доживают только до первого спаривания. Дальше они просто не нужны. Попади мы в эту иерархию, давно бы ласты склеили. Ибо мужики в муравейнике живут ровно один сезон. И вот я тебя хочу спросить, кем лучше быть: женщиной, не ведающей любви, но всю жизнь горбатящейся в оранжевой жилетке, или мужиком на коротенький акт, не доживающим даже до своей второй весны?
— Лев Моисеевич, признаться, вы получаете удовольствие, когда ставите человека в тупик. Давайте сразу перейдём к этим, как их — лохам... Не запомнил, как вы их назвали.
— Ломехузы, Митяй, ломехузы. Они проникают в муравейник незаметно, как наши отрицательные эмоции в душу. И скоренько откладывают яйца в муравьиные пакеты, предназначенные для чужого потомства. А дальше муравьи кормят и тех, и других, не подозревая об этих «кукушатах», способных пожирать и муравьиные личинки.
Впрочем, обман со временем выявляется, и муравьи агрессивно накидываются на непрошенных «детей». Те сразу падают на спину и подставляют свои трихомы — влажные волоски, которые муравьи жадно вылизывают, не подозревая, что на волосках наркотическая жидкость.
А дальше происходит эффект привыкания: ради этой жидкости муравьи забывают обо всём. Они не помнят о том, что им нужно работать, о сотне дел, которые подчинены строгому распорядку. Теперь они превращаются в рабов трихом, и мир перестает для них существовать.
Продолжение следует...