Катха-упанишада. Искры сознания. Рубрика: ДХАРМА


     Выделив две ипостаси Бога, повелитель смерти Ямарадж в следующем же стихе соединяет их в единую форму «Начикета-ягью»:

Я знаю, верховный Господь вечно пребывает внутри Начикета-ягьи. Приняв его прибежище, преданные освобождаются от страха. Преданные Всевышнего желают лишь пересечь океан материальных страданий и достичь далёкого берега Вайкунтхи.

     Начикета-ягья — это жертвоприношение, состоящее из алтаря и жертвенного огня. Алтарь здесь  символизирует вечность, безначальное сознание, единение абсолютно всех божественных противоположностей.


     Традиционная ягья

     Скорее всего, Начикета визуализировал, то есть образно увидел этот алтарь и горящий на нём огонь. Его переживание и опыт не были простыми словами и терминами, которыми я пытаюсь их передать. Попробуем представить, что Начикета  мог узреть в обители смерти.

     Циркулирующие потоки энергии атмана, пронизывающие материю, кружились по всему пространству. Одни казались быстротечными, подобно вспышкам молнии, другие могли существовать подольше, а иные потоки невозможно было объять взором. Эти потоки напоминали вихри воздуха в ветреную погоду. Поэтому мудрецы востока в аюрведе так их и назвали «тонкие ветра» или «прана», а Ямарадж назвал их «циркулирующими потоками воздуха». Они то проникали в пракрити, то покидали её.


     Циркулирующие потоки энергии атмана

     Для Начикеты было очевидно одно, все эти потоки есть часть одного общего потока, который он не может объять взором. Трудно даже себе представить, но попробуйте вообразить один выдох длинною в 4.32 млрд. земных лет — «день Брахмы». Когда часть такого выдоха Брахмы попадает в нашу материальную плоть, в пракрити возникает новый циркулирующий поток. Для нас это движение праны воспринимается как земной «вдох» и «выдох». Но, как только количество наших вдохов-выдохов будет исчерпано, наша материальная оболочка также превратится в безжизненный и окоченевший труп.

     В бездонном океане материи циркулирует множество потоков. Они подобны циркулирующим потокам тёплого воздуха, что кружат вокруг зажжённого пламени, раздувая его ещё больше и подхватывая искры. Огонь тот можно отождествить с сознанием Брахмы, а искры — отдельные части этого сознания, которые разлетаются и кружатся в вечном танце Вселенной.


     Огонь сознания

     Наше дыхание, подобно дыханию Брахмы, раздувает искру сознания в теле. В конечном итоге, от этой искры возгорается пламя. Вся наша жизненная сила заключена в этом огне. Её можно наблюдать в сияющих глазах живого и здорового человека, а в глазах мёртвого — только блеклый дымок.

     Именно этот огонь является причиной всех наших чувств и эмоций. Но проблема в том, что чем сильнее разгорается это пламя, тем быстрее сгорает материя. Именно материя приносится в жертву на священном огне сознания, а воздушные потоки — это алтарь, на котором горит пламя.

     В течение жизни человеческая внешность, характер или социальный статус могут неоднократно меняться. Люди даже научились изменять внешность с помощью пластической хирургии! Но есть в нас что-то, что мы не в силах изменить. Это наше дыхание, с которым каждый из нас рождается и умирает. При рождении ребёнок делает первый вдох, а умирая — последний выдох, испускает дух.


     Сияние сознания в детских глазах

     Выдох Брахмы длиною в 4,32 млрд земных лет входит в материальное тело каждого нового ребёнка. С момента первого движения праны в теле начинаются первые секунды жизни в материальном мире, с его эмоциями и чувствами. Вовлечение в различные явления мира материальной природы изменяют частоту нашего дыхания. Так, гнев или вожделение заставляют нас дышать намного чаще, а любовь и радость способны заставить затаить дыхание, забыв обо всем. Чем больше частота нашего дыхания, тем сильнее раздувается пламя жизни — материя угасает намного сильнее. Именно поэтому древние учителя советовали придерживаться умеренного образа жизни, не впадая в крайности.

     Эти рассуждения могут кому-то показаться слишком странными абстракциями, но, тем не менее, факты вещь упрямая. Подумайте об этом: 

  • Человек совершает 15-16 вдохов и выдохов в минуту и живёт при этом в среднем 80 лет. 
  • Черепаха совершает 5-6 вдохов-выдохов в минуту и живёт от пятисот лет. 
  • Собака дышит гораздо чаще человека и живёт в 4 раза меньше.

     Как видите, наша жизнь представляет из себя жертвоприношение материи на огне сознания. То, насколько быстро сгорит это жертва, зависит от нас самих. У одних она может сгореть за 20 лет, у других — за 50, но есть и такие счастливчики, которым удавалось прожить 100 лет и более.

     Загадка от автора

     На этих строках мы бы могли закончить повествование текста и продолжить в следующий раз, но автор этого комментария  @ovtretya решил  задать уважаемым читателям небольшую задачку. Её решение будет играть одну из ключевых ролей в следующем повествования. 

     На чистом листке бумаги начертите круг. Теперь попробуйте уменьшить его размер таким образом, чтобы ни одна линия круга не была стёрта или изменена. То есть после того как нарисуете круг, к нему прикасаться нельзя.


     Подробнее о том, что такое ягья и зачем она проводится:



     Предыдущие главы читайте здесь:

  1. Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
  2. Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  3. Катха – упанишада. Иллюзия смерти. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
  4. Катха – упанишада. Иллюзия смерти. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  5. Катха – упанишада. Прощённый отец. Рубрика: ДХАРМА
  6. Катхаупанишада. В поисках бессмертия. Рубрика: ДХАРМА
  7. Катхаупанишада и современность. Рубрика: ДХАРМА
  8. Катхаупанишада. Огонь Начикеты. Рубрика: ДХАРМА
  9. Катхаупанишада. Ложное эго. Рубрика: ДХАРМА
  10. Катхаупанишада. Искушение Начикеты. Рубрика: ДХАРМА
  11. Катха – упанишада. Беседы о благе. Рубрика: ДХАРМА
  12. Катха – упанишада. Слепцы, ведомые слепцами. Рубрика: ДХАРМА
  13. Катха – упанишада. В поисках Бога. Рубрика: ДХАРМА
  14. Катха – упанишада. В поисках Бога. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  15. Катха – упанишада. Древнейшее божество. Рубрика: ДХАРМА
  16. Катха – упанишада. Материальная природа. Рубрика: ДХАРМА
  17. Катха – упанишада. Пракрити и дух. Рубрика: ДХАРМА
  18. Катха – упанишада. Личность Бога. Рубрика: ДХАРМА
  19. Катха – упанишада. Личность Бога. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  20. Катха – упанишада. Эволюция сознания. Рубрика: ДХАРМА



  Автор материала:  @ovtretya.                                                   Редактор: @kayros.

  С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»!                                02.02.2018  

magic-indiavox-populiжизньчеловекind-dharma
25%
1
118
14.018 GOLOS
0
В избранное
Блог об Индии
НЕЗАВИСИМЫЙ ЛИЧНЫЙ БЛОГ об Индии. Мы пишем дерзко, честно и без цензуры. Больше НЕ состоим в проекте Vox-populi.
118
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (15)
Сортировать по:
Сначала старые